14.12.2019 г. Главная arrow Учебные пособия arrow нефть и газы СССР arrow Нефтяная промышленность в послевоенные годы
         
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Ленты новостей
Карта сайта
Фото камней
Гостевая
Общая информация
о камнях
походы и сплавы
Кристаллография
Сейсмика
Учебные пособия
Классификации
ювелирная
Словарь Куликова
Популярно о камнях
Камень в природе
Мертвая природа
История камня
Технические
Диковинки
Люди и камни
Тяжелое серебро
Минералог-любитель
Легенды и мифы
Об алмазах
Камни-талисманы
Полезные ископаемые
Нефть
Геология
 
 
Краткие новости
Нефтяная промышленность в послевоенные годы Печать E-mail
Автор Administrator   
26.11.2010 г.

В послевоенные годы потребность в нефтепродуктах была особенно велика. Росту добычи и переработке нефти Коммунистическая партия и Советское правительство уделили самое серьезное внимание. Капиталовложения в нефтяную промышленность сильно возросли. Резко улучшилась разведка нефти. За период с 1946 г. по 1955 г. разведка нефтяных месторождений геофизическими методами увеличилась а 12 раз, структурное бурение в 10 раз 1, а глубокое разведочное бурение примерно в 5 раз.

Размеры глубокого разведочного бурения в 1946 г. составляли 578 тыс. м, в 1950 г.- 2127 тыс. м и в 1955 г.- 2244 тыс. м. Благодаря такому расширению фронта разведочных работ только в одной пятой пятилетке было открыто 265 новых месторождений нефти. В этот период были обнаружены богатейшие нефтяные залежи в Татарской АССР, Башкирской АССР и Куйбышевской области, а также крупные месторождения в Пермской, Саратовской и Сталинградской областях, в Краснодарском и Ставропольском краях, в Средней Азии и в районе Баку под дном Каспийского моря.
Промышленные запасы нефти в СССР (по категориям А + В) за пятую пятилетку увеличились в 2,5 раза. Это позволило сильно расширить работы по эксплуатационному бурению. В 1946 г. они составили 651,2 тыс. м, в 1950 г. - 2155,3 тыс. м, а в 1955 г.- 2270 тыс. м. К началу 1956 г. 50% объема эксплуатационного бурения приходилось на Волго-Уральский район, около 35% - на районы Кавказа, около 10% - на районы Казахстана и Средней Азии и остальное - на прочие нефтяные районы (Западную Украину, Дальний Восток).
Столь быстрое расширение буровых работ стало возможным благодаря изменению техники бурения. До Великой Отечественной войны во всех видах бурения господствовал охарактеризованный выше роторный способ. После войны его быстро стал вытеснять турбинный. В 1955 г. в СССР этим способом было произведено 79% работ в разведочном и более 86% работ в эксплуатационном бурении.
Турбинное бурение основано на принципе перемещения бурового двигателя (турбобура) непосредственно в забой скважины. Изобретателем турбобура является бакинский инженер М. А. Капелюшников. Первый турбобур был им сконструирован еще в 20-х годах. Он представлял собой одноступенчатую гидравлическую турбину, на вращающейся оси которой крепилось разрушающее горные породы долото. Турбина приводилась в движение нагнетаемым в скважину глинистым раствором, который подается в нее для цементации стенок. Недостаток одноступенчатого турбобура состоял в том, что песчаные частицы глинистого раствора, подаваемого под высоким давлением, сильно корродировали лопатки двигателя. Турбобур Капелюшникова позднее был усовершенствован инженерами Шумиловым, Иоанесяном, Тагиевым и Гусманом. Они сконструировали многоступенчатый турбобур из 100 рабочих колес. Скорость прохождения глинистого раствора по лопаткам турбины в таком турбобуре резко снизилась, а корродирование металла сильно уменьшилось. Турбинный способ бурения позволил значительно увеличить скорость проходки скважин. Если в разведочном бурении средняя скорость проходки на станок в 1940 г. составляла 1,26 м/час, а в эксплуатационном 2,08 м/час, то в 1955 г. она соответственно возросла до 4, 52 м/час и 9,2 м/час. В целом же по нефтяной промышленности СССР на один станок в 1940 г. приходилось 232,8 м разведочного и 413, 6 м эксплуатационного бурения. В 1955 г. величина разведочного бурения поднялась до 305,6 м, а эксплуатационного - до 892,2 м.
Чтобы правильно оценить огромное народнохозяйственное значение ускорения проходки, достаточно вспомнить, что от скорости бурения зависит до 60°/0 затрат, идущих на строительство скважин. Особенно большую роль в экономии денежных средств турбинный способ бурения сыграл в Волго-Уральском районе, где проходка скважин обычно ведется в очень твердых породах. При роторном способе она бы затягивалась на долгие сроки и вызывала бы большие финансовые затраты. Для облегчения работ в Волго-Уральском районе в последние годы стали применять обработку скважин соляной кислотой, которая растворяет твердые карбонатные породы (известняки и доломиты).
В настоящее время самый передовой в мире турбинный способ бурения находит широкое применение во многих странах мира. Он стал господствующим на нефтепромыслах Китая, Румынии и Албании. Советским турбобуром сильно заинтересовались и нефтяные компании США, которые приобрели у Советского Союза право использования турбобура в своей нефтяной промышленности.
Сейчас турбобур с успехом дополняется у нас электробуром (инженеры-конструкторы Александров и Островский). Буровой механизм в нем приводится в движение электрическим током. Находится этот механизм также в забое.
Крупным достижением в области буровых работ явилось бурение наклонно направленных скважин. Оно позволило извлекать нефть из труднодоступных горизонтов, находящихся, например, под какими-либо сооружениями (промышленными объектами) или под морским дном. В этих случаях буровая установка (вышка) располагается в стороне от объекта или на берегу моря, а разбуриваемая наклонная скважина доходит до нефтяного пласта. Проходка наклонных скважин позволила применить и так называемый кустовой метод бурения, который дает возможность отказаться от демонтажа, перевозки и монтирования буровых установок на новых местах, требующих много времени и стоящих очень дорого. При кустовом методе буровая вышка после проходки первой прямой скважины перемещается от нее (без разборки) в радиусе на 8-10 м. Из этих точек бурят наклонные скважины, направленные в разные части нефтяного пласта. Кустовой способ резко снижает и эксплуатационные расходы, так как позволяет использовать для многих скважин единую систему трубопроводов, нефтехранилищ. Ряд сложных вопросов в технике и технологии бурения у нас, однако, пока не решен.
Известно, что во время бурения огромное количество времени расходуется на подъем и спуск инструмента, к которым приходится прибегать из-за частой смены долот. Улучшение их качества Для увеличения глубины проходки одним долотом - одна из важнейших задач машиностроительных предприятий, снабжающих нефтяную промышленность буровым инструментом. Необходимо также внедрять новые способы бурения - бездолотный, вибрационный и электробурение - без подъема бурильных труб. Надо облегчать конструкцию скважин и улучшать организацию труда, т. е. наладить бесперебойное снабжение буровых бригад всем необходимым и тем самым ликвидировать простои, которые в большинстве случаев возникают из-за несвоевременной подвозки труб, глины для раствора или цемента.
Особенно важно не ослаблять темпов роста и объема глубокого разведочного бурения, так как невозможно гарантировать, что
в ближайшем будущем будут найдены такие же уникальные по величине запасов нефти месторождения, какие были обнаружены в пятой пятилетке в Татарской АССР и в Куйбышевской области. Необходимо поэтому открыть как можно больше новых промышленных месторождений нефти, чтобы добыча ее могла непрерывно расти. Кроме успехов в проведении буровых работ, нефтяная промышленность СССР в послевоенные годы добилась крупнейших успехов в применении новых методов добычи нефти. Известно, что наиболее дешевым и эффективным является фонтанный способ добычи нефти. Это можно видеть из следующей таблицы (М. Бреннер, 1957 г.), в которой показатели фонтанного способа добычи взяты за 100%.
Однако продолжительность добычи нефти при естественном фонтанировании невелика, так как давление газов в пласте падает обычно очень быстро. Советские нефтяники разработали методы искусственного поддержания пластового давления. Эти методы были созданы и применены впервые на Туймазинских промыслах Башкирской АССР в четвертой пятилетке. Они получили название законтурного и внутриконтурного заводнения. Суть их состоит в том, что в нефтяные пласты под большим давлением нагнетается вода. При помощи ее пластовое давление все время поддерживается на уровне 120-130 атм.
При законтурном заводнении нагнетательные скважины располагаются по границе (за контуром) нефтяной залежи. Под давлением воды нефть непрерывно фонтанирует из эксплуатационных скважин. Внутриконтурное заводнение применяется в тех случаях, когда нефтяники имеют дело с большими по площади месторождениями нефти, как например в Татарии. В таких случаях осуществить законтурное заводнение бывает очень трудно. Поэтому вода нагнетается непосредственно в нефтяной пласт в разных местах (который для этого разбивается на ряд участков), в каждом из которых давление поддерживается при помощи окружающих его нагнетательных скважин.
Воздействие на пласт в целях поддержания давления требует большого количества воды. Только в 1957 г. закачка воды в пласт на нефтяных промыслах СССР достигала 400 тыс. м3 в сутки. Для нагнетания в пласт пригодна далеко не всякая вода. Для этого нужна вода повышенной очистки. Обычно применяют подрусловую воду рек, как более чистую, предварительно подвергая ее фильтрации.
Понятно, что в маловодных районах страны, например на Эмбе и в Туркмении, применение законтурного и внутриконтурного заводнения затруднено. Даже в Татарии, которая расположена в относительно хорошо увлажненной лесостепной зоне и обладает постоянным речным стоком, в последнее время наметилась нехватка водных ресурсов для искусственного поддержания пластового давления. Удовлетворить потребность нефтяных промыслов Татарии в воде намечено при помощи строительства мощного водопровода, по которому вода будет поступать из реки Камы. Подача воды на эмбенские нефтепромыслы возможна из реки Урал при условии зарегулирования его стока.
Преимущества новых методов добычи нефти состоят в том, что они резко повышают коэффициент отдачи ее пластом и снижают себестоимость эксплуатационных работ.
Естественное фонтанирование, являвшееся основным способом добычи до революции, позволяло извлечь не более 1/3 содержащейся в залежи нефти. Компрессорный и насосный способы получившие, как указывалось, широкое распространение в годы довоенных пятилеток, повышают отбор нефти из пласта до 50%. Искусственное фонтанирование, вызываемое законтурным и внутриконтурным заводнением, дает возможность извлечь большую часть нефти, находящейся в пласте (до 75% и более). Этот метод во много раз сокращает сроки эксплуатации нефтяных месторождений. Так, при обычных приемах эксплуатации на разработку Ромашкинского месторождения в Татарской АССР потребовалось бы 350 лет, а с применением новых методов срок этот сокращается до 40-50 лет. Интенсивность же фонтанирования скважин остается постоянной на весь срок эксплуатации. Установлено, что на туймазинских промыслах фонтанирование нефти происходит не ослабевая на протяжении почти 10 лет и что давление в пласте упало за это время только на 3,8 атм. - величину, не имеющую практического значения.
Искусственное поддержание пластового давления не только увеличивает добычу нефти, оно позволяет обойтись меньшим количеством эксплуатационных скважин, уменьшить на разрабатываемых площадках объем эксплуатационного бурения. Еще недавно скважины располагались одна от другой на расстоянии 100- 150 м, т. е. на одну буровую приходилось 2-3 га нефтеносной площади. При новых методах добычи расстояние между скважинами увеличилось до 400-450 м. На одну буровую приходится теперь 20-30 га нефтеносной площади. Если учесть, что при добыче нефти до 60% капиталовложений расходуется на бурение скважин, то станет понятно, какая многомиллиардная экономия достигается благодаря внедрению новых методов эксплуатации нефтеносных земель.
Фонтанирование при помощи пластового давления стало основным методом добычи нефти в Советском Союзе. В 1955 г. фонтанным способом было добыто свыше 58% нефти, насосным-34, компрессорным - около 6,5 и прочими способами - более 1 % . Наибольшее распространение фонтанный способ получил в Волго-Уральском районе. Им было добыто здесь в 1955 г. свыше 80% нефти.
На многих истощенных площадях в старых нефтяных районах применяются теперь так называемые вторичные методы добычи. К ним относятся торпедирование забоев, обработка скважин соляной кислотой, закачка в пласт нефтяных газов, воздуха и воды. Под влиянием такого воздействия на пласт увеличивается его проницаемость и усиливается приток нефти к скважинам. Применение вторичных методов позволило в 1956 г. дополнительно добыть более 2,5 млн. т нефти. Для повышения дебитности скважин в СССР получил распространение и так называемый гидравлический разрыв пласта. Закаченные в скважину под большим давлением вода или специальный раствор расширяют пористость пласта и тем самым увеличивают приток нефти к забою.
Очень широко гидроразрыв пласта распространен в США. При помощи его получают дополнительно десятки миллионов тонн нефти. В СССР гидроразрыв и другие вторичные методы добычи по решению XX съезда КПСС должны в ближайшие годы охватить имеющиеся малодебитные месторождения нефти.
К числу используемых в Советском Союзе новых технических и технологических приемов добычи следует отнести извлечение нефти из разных горизонтов при помощи одной скважины и применение электроцентробежных погружных насосов. В первом случае достигается большая экономия на строительстве эксплуатационных скважин, а во втором - источником экономии является сокращение расходов на наземное оборудование, так как сам насос находится непосредственно в скважине. Обладая большей мощностью, он увеличивает забор нефти. Электроцентробежные насосы постепенно вытесняют насосы-качалки.
Благодаря применению новых методов проходки и эксплуатации в развитии нефтедобывающей промышленности СССР в послевоенный период произошел настоящий скачок. За пятую пятилетку добыча нефти в стране почти удвоилась. В последующие два года - она возросла примерно еще на 28 млн. т. Изменился и удельный вес районов в общей добыче нефти. На первое место в СССР вышла Татария, на второе - Башкирия. Третье место занимает Азербайджан. Быстро растет добыча нефти в восточных районах страны. Даже молодые нефтяные районы Волго-Уральской области, как в частности Сталинградская область, далеко оставили позади себя Грозненский нефтепромысловый район. Директива Коммунистической партии о создании нефтедобывающей промышленности в районах Востока, о приближении добычи нефти к районам потребления была выполнена советскими нефтяниками с честью.
Наряду с совершенствованием и изменением методов добычи нефти в послевоенный период произошли значительные улучшения и в переработке нефти. В результате применения этих новых методов и большого расширения сети нефтеперерабатывающих предприятий производство светлых нефтепродуктов по сравнению с 1946 г. увеличилось к концу 1955 г. в 4,3 раза. За тот же период производство автомобильного бензина увеличилось в 5 раз, керосина - в 3,2 раза, дизельного топлива - в 19 раз, а масел - на 60°/0. Только на протяжении пятой пятилетки производительность труда в нефтеперерабатывающей промышленности поднялась на 42%, а себестоимость нефтепереработки снизилась на 15,4%. Всего в 1955 г. нефтезаводы переработали примерно в 3,5 раза больше нефтяного сырья, чем в 1946 г.
В годы довоенных пятилеток большую часть вырабатываемых нефтепродуктов в нашей стране получали путем прямой перегонки нефти под атмосферным давлением или при помощи вакуумной перегонки, т. е. при пониженном давлении и более высоких температурах. Перегонка под атмосферным давлением давала светлые продукты. Остатком ее являлся мазут, вакуумная перегонка которого давала некоторое количество светлых продуктов, дизельное топливо и сырье для получения машинных масел. Остатком вакуумной перегонки в свою очередь являлся гудрон.
Основными установками на нефтеперерабатывающих заводах были так называемые трубчатки, они полностью вытеснили кубовые установки, применявшиеся до революции. Эти кубовые установки позволяли получать преимущественно керосин и мазут. Выход бензина на них был очень мал. Трубчатки имели то преимущество перед старыми установками, что они увеличивали выход различных сортов бензина, столь необходимого для быстро растущего автомобильного и авиационного транспорта. Кроме того, трубчатки были более надежны и безопасны в эксплуатации, чем кубовые установки.
Более совершенный метод нефтепереработки - крекинг-процесс в довоенный период еще не получил у нас значительного распространения, несмотря на то что принцип и технология его были разработаны и предложены группой русских инженеров (Шуховым и другими) задолго до революции.
В довоенные годы применялся преимущественно термический крекинг. Суть его состоит в том, что остаток прямой перегонки нефти - мазут - подвергается нагреванию до температуры 460-490° под давлением от 25 до 40 атм. В результате происходит расщепление крупных молекул углеводородов на более мелкие. Термический крекинг под давлением позволяет получить дополнительно до 35% бензина (от количества исходного сырья - мазута).
Термический крекинг, сильно увеличивший выход из нефти бензина, не решил, однако, многих вопросов, связанных с качеством этого ценного вида топлива. Бензин термического крекинга имеет недостаточно высокое октановое число и низкую стабильность при хранении.
После окончания Великой Отечественной войны в нефтеперерабатывающей промышленности самое широкое распространение получил более совершенный вид крекинга - каталитический крекинг. Из новых методов переработки нефти он является важнейшим. От термического крекинга каталитический отличается тем, что расщепление крупных молекул углеводородов происходит в присутствии катализаторов. В качестве катализаторов при крекинг-процессе используются алюмосиликаты, реже - природные, принадлежащие к группе бентонитовых глин, а чаще - синтетические, получаемые путем смешения окислов кремния и алюминия с добавкой окислов некоторых других элементов. Каталитический крекинг позволил вырабатывать высокооктановое автомобильное и авиационное топливо. Сырьем для каталитического крекинга служат керосино-газойливые фракции нефти, получаемые от прямой ее перегонки при температурах от 215 до 350°. Кроме бензина, из этих фракций вырабатывают реактивное и дизельное топливо, потребность в котором в настоящее время, как известно, непрерывно растет.
Применение новейших методов переработки нефти открыло новую страницу в развитии нефтеперерабатывающей промышленности. При каталитическом крекинг-процессе выделяется большое количество углеводородных газов. Они стали исходным сырьем для новой отрасли промышленности - химии органического синтеза, продуктами которой являются синтетический спирт, моющие средства, азотные удобрения, синтетическое волокно, пластические массы и многое другое. Таким образом, в послевоенный период развитие нефтеперерабатывающей промышленности в СССР идет по линии углубления переработки нефти. Этот процесс, начавшийся перед войной вместе с внедрением первоначально только одного термического крекинга, за истекшие 20-25 лет позволил сэкономить около 300 млн.т сырой нефти. Если бы переработка нефти непрерывно не углублялась, то для обеспечения современного уровня выработки нефтепродуктов необходимо было бы сильно увеличить добычу, а следовательно, и промышленные запасы нефти. Для этого пришлось бы дополнительно израсходовать несколько десятков миллиардов рублей.
Современные достижения в области нефтепереработки относятся преимущественно к использованию углеводородной части нефти.
На нефтезаводах все еще недостаточно используются тяжелые нефтяные остатки, отработанные катализаторы, кислые гудроны, сточные воды, газы и другие так называемые отходы. Основная задача дальнейшего развития нефтеперерабатывающей промышленности заключается в переработке всех этих остатков и в получении из них как моторного топлива, так и разнообразных химических продуктов. Главная перспектива развития нефтеперерабатывающей промышленности в нашей стране состоит в полной химической переработке нефти, в связи с чем должны быть решены вопросы теснейшего кооперирования и комбинирования нефтеперерабатывающих предприятий с химическими заводами.
Вместе с изменением методов переработки нефти в послевоенные годы резко изменилось и размещение нефтеперерабатывающей промышленности. Еще недавно размещение нефтезаводов в основном ориентировалось на сырьевую базу. Это было связано с тем, что заводы перерабатывали нефть определенных месторождений, что требовало применения особой техники и технологии производства, непригодной в других нефтяных районах. Транспортировать нефть на большие расстояния и строить нефтеперерабатывающие заводы на привозной нефти в районах потребления было очень трудно в связи со слабым развитием трубопроводного транспорта. Причиной слабого его развития явился главным образом недостаток металла и средств для механизации работ по укладке трубопроводов. Поэтому объем перевозок нефти и нефтепродуктов на далекие расстояния по железным дорогам был очень велик. Только в 1954 г. он составил свыше 4,5 млн. т. Так, например, на перевозку нефтепродуктов из Европейской части СССР в районы Дальнего Востока затрачивалось ежегодно до 1 млрд. рублей.
Строительство новых нефтеперерабатывающих заводов сильно изменило удельный вес отдельных районов в переработке нефти. К концу 1955 г. в районах Волго-Урала была переработана большая часть поступившего на переработку нефтяного сырья. Удельный вес районов Юга в нефтепереработке сильно сократился. Однако все эти сдвиги в размещении нефтеперерабатывающей промышленности по-прежнему были связаны с ориентацией на близкое расположение нефтяных месторождений. Были восстановлены и реконструированы нефтеперерабатывающие заводы на Украине и на Кавказе. Одновременно с этим в пятой и шестой пятилетках началось размещение нефтеперерабатывающей промышленности по новому принципу - приближению ее к районам потребления нефтепродуктов. Такое приближение стало возможным в результате массового строительства магистральных трубопроводов дальнего действия, по которым в настоящее время перекачивается подавляющая часть сырой нефти, идущей на переработку. Так, были построены нефтеперерабатывающие заводы в Горьком и Омске. Строительство их ведется на Урале, в Центре и Казахстане. Новые нефтезаводы намечено построить в Сибири, Белоруссии, на Украине, в Черноземном Центре и ряде других районов страны. Сырую нефть для переработки все эти заводы будут получать по трубопроводам.
В отличие от существующих ныне новые нефтеперерабатывающие предприятия сооружаются и будут сооружаться по принципу комбинирования их с химическими заводами, работающими на отходах нефтепереработки. В состав нефтеперерабатывающих комбинатов, кроме трубчаток, крекинг-установок и других видов аппаратуры для получения горючих и смазочных материалов, войдут заводы или цехи по производству синтетического спирта, жирных синтетических кислот, синтетического каучука и других химических продуктов. По этому принципу реконструируются и действующие наиболее крупные нефтеперерабатывающие предприятия. Так, например, синтетический спирт выпускают теперь специализированные предприятия, построенные в непосредственной близости от нефтеперерабатывающих заводов и имеющие с ними прямую технологическую связь.
Объем переработки нефти, запланированный на 1959-1965 гг., полностью обеспечит все потребности народного хозяйства СССР в нефтепродуктах. За семилетку мощности заводов по первичной переработке нефти возрастут в 2,2-2,3 раза, по каталитическому крекингу в 4,7 раза, по каталитическому риформингу в 16-18 раз, по производству масел в 2 раза.
Себестоимость перекачки нефти по трубопроводам в 3-4 раза ниже, чем себестоимость перевозки ее железнодорожным транспортом. Несколько дешевле перекачки нефти по трубопроводам перевозка ее водным транспортом (например, по реке Волге с Кавказа в районы Центра). Однако работа водного транспорта имеет сезонный характер. В связи с этим на нефтеперерабатывающих заводах, получающих сырье преимущественно «с воды», приходится создавать большие запасы нефти, что вызывает крупные расходы на строительство и содержание сложного складского хозяйства. Трубопроводный транспорт, имеющий круглогодовое действие, обеспечивает равномерное поступление сырья в необходимом количестве, освобождает от строительства дорогостоящих хранилищ и ликвидирует потери нефти от испарения, неизбежные при загрузке нефти в танкеры и железнодорожные цистерны, а также при хранении ее в специальных емкостях. Кроме того, трубопроводы, проложенные под землей, обеспечивают полную безопасность транспортировки нефти.
К началу 1957 г. нефтяная промышленность страны обслуживалась 31 магистральным трубопроводом, общей протяженностью 11,5 тыс. км. В составе их продуктопроводов насчитывалось только 6, с общей длиной около 4 тыс. км. По сравнению с 1913 г. протяженность магистральных трубопроводов возросла примерно в 10 раз, а их перекачивающая способность более чем в 20 раз. Наибольший прирост трубопроводного транспорта наблюдался за годы пятой пятилетки. В этот период было построено свыше 5тыс.км. магистральных нефтепроводов, т.е. примерно столько же сколько их было сооружено с 1900 по 1950 г. Однако эти темпы развития трубопроводного транспорта нельзя считать достаточными Существующая в нашей стране сеть трубопроводного транспорта еще значительно уступает по размерам сети трубопроводного транспорта Соединенных Штатов Америки. В 1954 г. общая длина магистральных трубопроводов США составила примерно 180тыс. км. в том числе нефтепроводов 130 тыс. км и продуктопроводов до 50 тыс. км. Всемерное и форсированное развитие трубопроводного транспорта составляет одну из важнейших задач, стоящих перед нефтяной промышленностью СССР. На протяжении 1959-1965 г.г. протяженность магистральных трубопроводов возрастет почти в 3 раза, а грузооборот трубопроводного транспорта в 5,5 раза. В дальнейшем сеть трубопроводов будет расти у нас еще быстрее, чтобы обеспечить перекачку всей добываемой нефти.
На протяжении 1955-1957 гг. сеть магистральных трубопроводов в СССР увеличилась за счет строительства нефтепроводов: Туймазы - Уфа - Челябинск - Омск, Альметьевск - Казань - Горький, Альметьевск - Пермь. В ближайшее время вступят встрой нефтепроводы: Горький - Ярославль, Горький - Рязань - Москва, Уфа - Омск (вторая линия), которая будет продолжена до Новосибирска, Красноярска и Иркутска, а также продуктопроводы Куйбышев - Пенза - Брянск и Уфа - Омск - Новосибирск.
В перспективе линии нефтепроводов свяжут Поволжье с Ленинградом, Белоруссией, Украиной, Башкирию с Казахстаном. Они протянутся из СССР в Польшу, ГДР, Чехословакию и Венгрию. Намечаемая сеть трубопроводного транспорта позволит еще больше улучшить размещение нефтеперерабатывающей промышленности и приблизить ее к удаленным районам потребления нефтепродуктов. Переработка советской нефти появится и в странах народной демократии.
Развитие нефтеперерабатывающей промышленности в некоторых районах, естественно, будет сопровождаться строительством предприятий химии органического синтеза. Связь нефтяной промышленности с народным хозяйством СССР станет тогда еще более тесной. И в настоящее время эти связи охватывают очень широкий круг отраслей нашего народного хозяйства. Нефтяная промышленность теснее всего связана с машиностроением, транспортом, сельским хозяйством, строительством, а в последние годы с химической и газовой промышленностью. Машиностроение получает от нефтяной промышленности веретенные, цилиндровые и другие машинные масла и смазки. Оно дает ей в свою очередь все необходимое оборудование: долота, турбо- и электробуры, трубы, насосы, компрессоры, буровые станки, тарные емкости, нефтеперерабатывающую аппаратуру, инструменты. В связи с этим большинство обслуживающих нефтяную промышленность машиностроительных заводов располагается непосредственно в нефтяных районах страны.
Оборудование для нефтяной промышленности вырабатывают и многие другие крупные машиностроительные предприятия, например Уралмашзавод в Свердловске.
Связь транспорта и сельского хозяйства с нефтяной промышленностью идет по линии снабжения их моторным топливом и смазочными маслами. Как уже говорилось, транспорт и сельское хозяйство с каждым годом все больше потребляют дизельного топлива в связи с переводом железных дорог на тепловозную тягу, а тракторов и автомобилей на соляровое масло вместо керосина и бензина. Связь со строительной промышленностью нефтяная промышленность осуществляет, давая строительству дорожное покрытие (гудрон, асфальт) и пропитку для мягкой кровли и лесоматериалов. Строительная индустрия в свою очередь снабжает нефтяную промышленность стеновыми, вяжущими и другими материалами. Особо важное значение среди них имеет цемент, расходуемый в очень большом количестве во время  буровых работ (для цементации скважин). В  Поволжье,  например,  самым крупным потребителем цемента после строительства гидроэлектростанций волжского каскада является нефтяная промышленность. Связи нефтяной промышленности с химической и газовой индустрией очень сложны. Химическая промышленность получает от нефтяной различные спирты, идущие на производство синтетического каучука, лаков. Она использует как исходное сырье некоторые продукты  нефтеперерабатывающих  заводов. Из поступающего от них, например, парафина химическая промышленность вырабатывает  синтетические   жирные  кислоты, необходимые для выпуска моющих средств. Озокерит и вырабатываемый из него церезин идут для производства изоляционных материалов. Газовая промышленность, получая от нефтепромыслов попутные газы, собирает их не только для выработки газового топлива  (метана), но и использует эти газы для производства сажи, которая широко применяется в резинотехнической, лакокрасочной и других отраслях промышленности. Через газовую промышленность нефтяная промышленность в настоящее время развивает   самую тесную  связь с химией органического   синтеза, в том   числе с производством    минеральных удобрений,   синтетического   волокна,   пластических масс.  На ближайшую перспективу вырисовывается еще один важный вид связи между нефтяной и химической промышленностью. Известно, например, что нефть Волго-Уральского района  содержит много серы. Остаток прямой перегонки волго-уральской нефти - сернистый мазут - очищается от серы в очень небольшом количестве. Большая часть его обычно сжигается как котельное топливо. Сейчас в Поволжье и в других районах, имеющих месторождения сернистой нефти (например, в Ферганской долине), на нефтеперерабатывающих заводах создаются специальные установки для очистки нефти от серы, которая после ее дальнейшей обработки будет использоваться для производства серной кислоты. Новые связи нефтяной промышленности с другими отраслями народного хозяйства возникнут в скором времени в процессе переработки существующих сейчас остатков (кислых гудронов, сточных вод), т.е. при полной   химической переработке нефти.

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Цитата


« Пред.   След. »
 
   
         
 
Design by Камни
Rambler's Top100