17.08.2019 г. Главная arrow Учебные пособия arrow нефть и газы СССР arrow Нефтяная промышленность в годы довоенных пятилеток
         
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Ленты новостей
Карта сайта
Фото камней
Гостевая
Общая информация
о камнях
походы и сплавы
Кристаллография
Сейсмика
Учебные пособия
Классификации
ювелирная
Словарь Куликова
Популярно о камнях
Камень в природе
Мертвая природа
История камня
Технические
Диковинки
Люди и камни
Тяжелое серебро
Минералог-любитель
Легенды и мифы
Об алмазах
Камни-талисманы
Полезные ископаемые
Нефть
Геология
 
 
Краткие новости
Нефтяная промышленность в годы довоенных пятилеток Печать E-mail
Автор Administrator   
20.11.2010 г.

Восстановление нефтяной промышленности началось сразу же после изгнания интервентов и их пособников. В 1920 г. нефтяные промыслы, нефтеперегонные заводы и все средства транспортировки нефти были национализированы. Эту дату принято считать началом зарождения советской нефтяной промышленности.

Советская страна остро нуждалась в нефти. Нефтепродукты были нужны железным дорогам, речному и морскому флоту, вновь создаваемому автомобильному и воздушному транспорту, бурно растущей промышленности и сельскому хозяйству, в котором в результате его социалистической реконструкции появилась новая техника: тракторы, комбайны и другие сложные машины. В связи с этим восстановление и дальнейшее развитие нефтяной промышленности шли особенно быстрыми темпами. Уже к 1928-1929 гг. добыча нефти значительно превысила дореволюционной уровень и составила 13,7 млн. т. В итоге первой пятилетки она поднялась до 21,4 млн. т. (в 1932 г.). План первой пятилетки был выполнен нефтяной промышленностью с большим превышением и досрочно. В 1937 г. добыча нефти увеличилась до 28,5 млн. т., а в 1940 г. - до 31,1 млн. т.
Эти успехи были достигнуты благодаря настоящей технической революции, произведенной Советским государством в способах бурения скважин и приемах добычи нефти. С господствовавшими раньше ударным бурением и тартанием нефти желонкой теперь можно знакомиться только в музеях. В годы довоенных пятилеток основным способом бурения на промыслах стало роторное (вращательное) бурение. Принцип его действия таков: долото крепится на колонне бурильных труб и вращается вместе с ней в скважине при помощи ротора, приводимого в движение электрифицированным буровым станком. Скорость разрушения горных пород в забое и проходка скважин при роторном бурении увеличились во много раз и превысили 600 м на станок в месяц. Напомним, что до революции на бурение скважины глубиной 600 м затрачивалось два года и более. В 1937 г. роторное бурение позволило довести среднюю глубину нефтяных скважин по СССР до 1,3 тыс. м, достигая в отдельных случаях почти 4 тыс. м. Общий же объем бурения возрос к этому времени до 1908 тыс. м против 276 тыс. м в 1913 г. Это позволило извлекать нефть из глубинных неистощенных пластов.
Изменился и способ добычи нефти. Фонтанирующие скважины были герметизированы. Нефть, идущая из скважин самоизливом, по трубопроводам поступала в хранилища, а вызывающие ее фонтанирование газы не улетучивались в атмосферу. Это способствовало более длительному действию пластового давления и снижению себестоимости добычи нефти. Когда же естественное фонтанирование прекращалось, применялся так называемый компрессорный способ. Суть его состоит в том, что в скважину при помощи компрессора вводятся под большим давлением воздух или нефтяной газ. Смешиваясь с нефтью, они, стремясь выйти обратно, увлекают ее за собой. Компрессорный способ добычи с закачкой воздуха получил название «эрлифта», а с закачкой газа - «газлифта». Недостаток этого способа - высокая стоимость, так как требуется сооружение сложных компрессорных установок, и сравнительно небольшая продолжительность действия. Поэтому в предвоенные годы на скважинах, утративших естественную производительность, получил распространение глубинно-насосный способ добычи. Выкачивающий нефть насос находится в глубине скважины на уровне нефтяной залежи. Он соединен специальной штангой со станком-качалкой, находящимся на поверхности земли.
Большие изменения произошли в размещении нефтедобывающей промышленности. В старых нефтяных районах (Бакинском, Грозненском, Майкопском) были открыты новые богатые месторождения нефти, на карте страны появились совсем новые, ранее неизвестные нефтеносные районы: Волго-Уральский, Западная Туркмения, Северный Сахалин. За счет этих новых месторождений и районов добыча нефти в СССР увеличилась к 1941 г. почти в 3,5 раза против уровня 1913 г. Изменился и удельный вес отдельных районов в общей добыче нефти. До революции доля Кавказа в ней составляла 97%, накануне Великой Отечественной войны она снизилась До 87%, а Доля восточных районов поднялась до 12%.
В развитии нефтедобывающей промышленности СССР имелись, однако, весьма существенные недостатки. Начиная с 1937 г. добыча нефти фактически стабилизировалась. Она оставалась на одном уровне в главном нефтяном районе страны - Азербайджане и упала более чем в 3 раза в Грозном, доля которого в общесоюзной добыче нефти сократилась с 36,2% до 7,7%. Этот уровень поддерживали в основном восточные районы и Краснодарский край, хотя и в некоторых восточных районах (в Поволжье и Приуралье) прирост добычи нефти был очень мал.
Главная причина отставания нефтедобывающей промышленности заключалась в медленном развертывании разведочного бурения, которое только одно в состоянии определить величину промышленных запасов нефти (по категориям А+В). Благодаря применению геофизических методов разведки нефтяных месторождений (сейсмического, гравиметрического, магнитометрического и электроразведки) геологические запасы нефти ежегодно увеличивались в среднем на 35 - 40%. В то же время промышленные запасы из-за отставания разведочного бурения росли ежегодно не более чем на 10%.
Прирост промышленных запасов, как правило, должен опережать прирост добычи нефти. Только при соблюдении этого условия можно непрерывно наращивать темпы добычи. Отставание разведочного бурения сдерживало рост добычи нефти не только в предвоенные годы. Оно сказалось и в первые годы после окончания Великой Отечественной войны. В 1950 г. в Советском Союзе было добыто 37,9 млн. т нефти. Небольшой прирост добычи нефти против довоенного уровня объяснялся слабой подготовкой к эксплуатации новых месторождений. Партия и правительство должны были принять самые энергичные меры, чтобы исправить ошибки нефтяников. Эти меры, т. е. сильное расширение фронта разведок, принесли свои положительные результаты уже в пятой пятилетке, к концу которой добыча нефти возросла почти в два раза против уровня 1950 г.
Индустриализация страны и механизация сельского хозяйства определили и сложившееся в годы предвоенных пятилеток главное направление переработки нефти - производство светлых нефтепродуктов (бензина, тракторного керосина) и вязких масел. Если принять потребление светлых нефтепродуктов в 1929 г. за 100%, то в 1937 г. оно составило: бензина и лигроина 287%, а тракторного керосина 1135%. Потребление же нефтетоплива за этот же период увеличилось всего лишь на 87%. Больше всего светлые нефтепродукты потребляло сельское хозяйство. В общесоюзном потреблении этих продуктов доля его достигала: бензина - 32%, лигроина - 86% и керосина - 70%. В связи с тем, что в предвоенные пятилетки преобладала переработка легких фракций нефти, этот период развития нашей нефтяной промышленности обычно называют «бензиновым».
В размещении нефтеперерабатывающей промышленности также произошло некоторое улучшение. В начале 30-х годов новые нефтеперерабатывающие заводы появились в Батуми, Туапсе и Краснодаре. Во второй пятилетке такие заводы были пушены в Саратове и Орске, а в третьей пятилетке в Башкирской АССР. Саратовский завод работал на кавказской нефти, поступавшей по Волге, Орский - на эмбенской, а Уфимский - на башкирской (Ишимбай). Последний был приспособлен для переработки сернистой нефти Волго-Уральского района. В небольших размерах переработка нефти была начата и в Средней Азии.
В результате этого строительства несколько изменилось соотношение отдельных районов в переработке нефти. На протяжении восстановительного периода почти вся нефтепереработка была сосредоточена в Баку и Грозном. Небольшие, еще дореволюционной постройки, нефтеперегонные заводы в Горьком и Ярославле не занимали заметного места в числе предприятий нефтеперерабатывающей промышленности. Большой нефтеперегонный завод в Сталинграде, принадлежавший до революции Нобелю и сгоревший в 1918 г. во время царицынской обороны, не был восстановлен. Поэтому Юг почти до третьей пятилетки оставался фактически монополистом по переработке нефти. После же пуска новых заводов в 1940 г. на Юге перерабатывалось 84% нефтяного сырья, в Волго-Уральском районе- 10%, в Центре-2% в остальных районах - 4%. Эти сдвиги в размещении нефтеперерабатывающей промышленности были как бы первым итогом выполнения решений XVIII съезда партии, который обязал приступить к созданию в восточных районах заводов-дублеров, в том числе по нефтепереработке и химии.
Одновременно со строительством новых нефтеперерабатывающих заводов встал вопрос и о транспортировке нефти и нефтепродуктов. Особое значение он имел для районов Центра, Поволжья и Урала, являвшихся их главными потребителями. В целях использования для перевозок кавказской нефти такой первоклассной водной магистрали, как Волга, были созданы специальный флот из нефтеналивных барж - «Волго-танкер» и крупные нефтеперевальные базы в приволжских городах и в Астрахани: волжские суда принимали нефть и нефтепродукты от каспийских танкеров, а в приволжских городах они переваливались с воды на железную дорогу и отправлялись потребителям. Из Грозного до Туапсе, от Баку до Батуми были построены нефтепроводы. Нефтепродукты, которые вырабатывались в Батуми и Туапсе, вывозились черноморскими танкерами для снабжения Крыма и Украины, а также шли на экспорт. Кроме того, были построены нефтепровод от Эмбы до Орска (для снабжения сырьем Орского нефтезавода) и продуктопровод Грозный - Донбасс.
Это был значительный сдвиг в развитии трубопроводного транспорта, если учесть, что до революции в России имелся один магистральный керосинопровод небольшой мощности от Баку до Батуми, построенный для экспортных целей.

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Цитата


« Пред.   След. »
 
   
         
 
Design by Камни
Rambler's Top100