19.10.2019 г. Главная arrow Нефть arrow Разработка arrow Канадский опыт на татарстанский лад
         
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Ленты новостей
Карта сайта
Фото камней
Гостевая
Общая информация
о камнях
походы и сплавы
Кристаллография
Сейсмика
Учебные пособия
Классификации
ювелирная
Словарь Куликова
Популярно о камнях
Камень в природе
Мертвая природа
История камня
Технические
Диковинки
Люди и камни
Тяжелое серебро
Минералог-любитель
Легенды и мифы
Об алмазах
Камни-талисманы
Полезные ископаемые
Нефть
Геология
 
 
Краткие новости
Канадский опыт на татарстанский лад Печать E-mail
Автор Administrator   
04.05.2010 г.

Разработка Ашальчинского месторождения природных битумов, которую ведет ОАО "Татнефть" с применением технологии парогравитационного дренажа, - дело новое и в России пока не опробованное. В ходе внедрения новой технологии возникают вопросы, требующие компетентных ответов.

Недавно вернулась из Канады группа специалистов компании, изучавших канадский опыт разработки битумных месторождений. О результатах этой поездки мы попросили рассказать одного из ее участников - заместителя главного геолога ОАО "Татнефть", начальника управления по методам увеличения нефтеотдачи пластов Александра Фролова.
- В прошлом году вы уже посещали Канаду для ознакомления с опытом разработки битумных месторождений. Чем нынешняя поездка отличалась от предыдущей?
- Вы знаете, что после той поездки на Ашальчинском месторождении пробурены две горизонтальные скважины с выходом на поверхность с обычной вертикальной установки. С одной стороны скважины уникальные, с другой стороны - эта уникальность накладывает свой отпечаток на их эксплуатацию. Мы получили значительный опыт при бурении и разработке Ашальчинского месторождения, но при этом возникли новые вопросы. Поэтому руководством компании было принято решение еще раз, уже более детально, ознакомиться с опытом канадских специалистов.
- Что удалось увидеть и перенять на этот раз?
- Наша группа, возглавляемая первым заместителем генерального директора по производству – главным инженером ОАО "Татнефть" Наилем Ибрагимовым, была в Канаде с 7 по 13 октября. Следует отметить, что работа была очень и очень насыщенной, как в плане посещения объектов, так и в плане изучения теории и практики.
Мы посетили государственный исследовательский и консультационный центр провинции Альберта – Alberta Research Council и его хозрасчетное подразделение – C-FER Technologies.
Они занимаются разработкой техники и технологий, составляют проекты, технико-экономические обоснования разработки битумных месторождений, осуществляют технологическое сопровождение проектов и консультации. Услугами этих центров пользуются многие компании, как канадские, так и зарубежные. Центр C-FER Technologies, например, на 60 процентов обслуживает зарубежные фирмы.
Затем наша группа посетила месторождение Джослин, которое практически аналогично Ашальчинскому месторождению. Мы ознакомились с оборудованием, которое применяется на этом месторождении: по выработке пара и обустройству скважин, средствами контроля и регулирования и так далее. Протяженность горизонтальных стволов на этом месторождении составляет 600 метров без выхода на поверхность. Бурение осуществляется с наклонных установок.
Мы рассмотрели особенности разработки канадских месторождений. В частности, нас интересовал процесс распространения тепла в пласте при закачке пара, влияют ли точки закачки пара на прогрев пласта при освоении скважин, при формировании паровой камеры и в дальнейшем при работе сформировавшейся камеры. Мы выяснили насколько опасны последствия прорыва пара из нагнетательной скважины в добывающую, каким образом эксплуатируется добывающая скважина, и получили ответы на многие другие вопросы.
При посещении фирмы "Шлюмберже", которая находится в городе Эдмонтон, мы ознакомились с лабораторией по исследованию тяжелых нефтей и битумов, посетили производство по выпуску специальных термостойких центробежных погружных насосов, которые используются при добыче битумов в Канаде. На фирме "Куду" познакомились с производством винтовых насосов для тяжелых нефтей. Затем в компании "Дженойл" мы ознакомились с пилотной установкой по облагораживанию тяжелых нефтей с высоким содержанием серы. В ней путем обработки водородом тяжелая битумная нефть превращается в так называемую синтетическую, которая перерабатывается на обычных НПЗ. Причем, выход светлых нефтепродуктов очень высок. Это очень перспективная технология, которая может быть использована в нашем комплексе по переработке тяжелых нефтей и битумов. Установка подобного типа пока одна, но фирма уже получила заказы от фирм США, Канады и Китая.
- Расскажите в нескольких словах как подходят к разработке битумных месторождений ваши канадские коллеги.
- В Канаде разработан стандарт обустройства и эксплуатации битумных месторождений. Вначале изучаются свойства битума, коллекторские свойства пласта, строится модель. По результатам моделирования определяется количество пар скважин, расстояние между парами, глубина проводки скважин и расстояние между ними, длина горизонтальной части ствола, объемы закачки пара и добычи жидкости, время освоения и начала формирования паровой камеры и время работы скважин на месторождении, которое по расчетам составляет от 8 до 15 лет.
Бурение до глубины 250 метров в Канаде осуществляется с наклонных установок, что позволяет иметь меньшую кривизну скважины при переходе на горизонтальную часть. Все скважины бурятся без выхода на поверхность. Скважины глубиной более 250 метров бурятся с вертикальных установок, поскольку такая глубина позволяет набирать кривизну постепенно, и при спуске фильтра не происходит его деформации.
- Канадцы приобретали опыт добычи битумов методом проб и ошибок. Они делились с вами своим негативным опытом?
- Да, они не скрывали того, что совершили очень много ошибок: при бурении скважин, их проводке и т.д. Мы сами видели во время первой поездки фильтр, который деформировался при спуске в колонну из-за того, что кривизна скважины была слишком большой.
Ошибки совершались и при освоении скважин, при формировании паровой камеры. "Мы учились на отрицательном опыте" - говорят канадцы. И теперь этот опыт позволил им сформировать оптимальные технологии, создать технику для бурения скважин и эксплуатации месторождений. За многие годы у них сложились четкие понятия.
Например, если глубина залегания месторождения меньше 80 метров - оно разрабатывается карьерным способом. Горизонтальная часть ствола, по мнению канадцев, не должна быть больше 1000 метров, поскольку в силу большого гидравлического сопротивления та часть ствола, которая превышает эту отметку, практически не работает. Следовательно затраты на бурение более длинных скважин не окупаются.
Методом проб и ошибок они нащупали оптимальные критерии и режимы, а затем подтвердили их теоретически. В результате канадцы произвели переворот в области добычи битумов, не зря они говорят, что в ближайшие десятилетия энергетический кризис миру не грозит: запасы битумной нефти в Канаде превышают 340 миллиардов тонн.
Сегодня в Канаде добывается порядка 39 миллионов тонн битумов, из них две трети - карьерным способом. В перспективе канадцы планируют поднять добычу до 300 миллионов тонн. Это обусловлено наличием отработанной технологии добычи битумов скважинным способом - методом парогравитационного дренажа. Сейчас на подходе еще несколько технологий, которые по своей сути направлены на снижение вязкости битума. Его можно разогреть, можно закачать в пласт растворитель или одновременно разогреть и закачать растворитель. Есть у них технология CSS, которая по-нашему называется технологией паро-циклического воздействия.
Рассматривается технология подземного горения, отличающаяся от той, которую мы применяем на Мордово-Кармальском месторождении.
Мы видели месторождение Синкруд, разрабатываемое открытым способом. Это ковшовые и роторные экскаваторы, грузящие породу на самосвалы грузоподъемностью свыше 100 тонн. В результате такой разработки возникают огромные карьеры, наносящие природе ощутимый вред и требующие впоследствии больших затрат на рекультивацию. Поэтому в Татарстане, где нет таких бескрайних территорий, как в Канаде, и все земли являются сельскохозяйственными угодьями, открытый способ добычи битума неприемлем. Зато скважинный способ, на мой взгляд, является самым жизнеспособным и имеет большие перспективы.
- Какие впечатления вы вынесли из посещения канадских городов и месторождений?
- В Канаде сегодня нефтяной бум. Города Калгари и Эдмонтон за последние десять лет значительно выросли. Количество населения в каждом из них перевалило за миллион. Калгари является научным и финансовым центром провинции Альберта, а Эдмонтон - ее административной столицей.
Город Форт Макмюррей, в районе которого расположено большинство проектов SAGD, за последние пять лет вырос в пять раз. Если раньше его население составляло 40 тысяч человек, то теперь в нем 200 тысяч жителей. Поскольку строительство жилья отстает, люди селятся и живут в трейлерах, из которых там образовались целые городки.
Нас поразили дороги на месторождениях. По нашим меркам это почти автострады: несколько рядов движения, разметка, разъезды, съезды и так далее. Все великолепно обустроено.
- Как организована работа канадских нефтяников?
- Если говорить о безопасности труда, то всех обязательно обучают и инструктируют, экипировка на самом высоком уровне - спецодежда, защитные шлемы, специальная обувь, индикаторы загазованности. Но при этом у них сухой закон. Тех, кто работает на месторождениях, проверяют на наличие алкоголя или наркотиков в крови. Один раз прокололся - сразу увольняют. Когда люди устраиваются на работу, они дают на это согласие, иначе не примут. Причем, такие проверки проводятся постоянно, и только тех, кто за несколько лет зарекомендовал себя как надежный работник, проверяют реже или перестают проверять совсем. В то же время имеется дефицит специалистов, особенно квалифицированных.
Наверное, к этому они тоже пришли благодаря своему отрицательному опыту. Все же производство довольно опасное - применение пара - это высокие температуры и большое давление.
Заработки у работников очень высокие. Квалифицированный сварщик зарабатывает до 80 тысяч долларов в год. Это значительно больше, чем зарабатывают те же специалисты на юге страны или в целом по Канаде.
- Понятно, что основные результаты поездки - это вопрос долговременной перспективы. Но, наверное, уже есть и первые итоги?
- Нам предложили заключить контракт с канадским исследовательским центром. Это позволит нам пользоваться всеми имеющимися научными разработками и исследованиями, которые в нем проводят и проводили до этого. Это очень выгодное предложение. Одно дело получать информацию и делиться опытом на дружеских отношениях, и совсем другое - приобщиться к новейшим разработкам, которые канадцы готовы предоставить за определенную оплату.
Сегодня мы уже начали применять полученные знания на деле. Например, мы считали, что при освоении скважины соотношение закачки пара к отбору жидкости должно быть равно единице, а канадцы убедились, что отбирать жидкость нужно больше, причем, в некоторых случаях до двух раз. Сейчас мы ступенчато, осторожно увеличиваем отбор жидкости из добывающей скважины при том же количестве закачиваемого в нагнетательную скважину пара.
В целом мы удовлетворены тем, что не наделали грубых ошибок при разработке Ашальчинского месторождения. В основном мы все сделали правильно, двигаясь вперед расчетным путем, опираясь на результаты моделирования. На высоте оказалась и интуиция наших специалистов. Мы были правы при бурении, при проводке скважин, при их освоении и в окончательном периоде - при формировании паровой камеры. Но дальнейшая работа потребовала от нас новых знаний, которые мы и получили в Канаде. Все это позволяет нам в дальнейшем подходить к разработке битумных месторождений в соответствии с полученным опытом и приобретенными знаниями. Наши представления в этой области сформировались вполне четко и конкретно.
Валерий БЛОХИН

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Цитата


« Пред.   След. »
 
   
         
 
Design by Камни
Rambler's Top100