18.10.2019 г. Главная arrow Нефть arrow Машины и оборудование в нефтедобыче arrow Пакер, который уже давно не икс
         
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Ленты новостей
Карта сайта
Фото камней
Гостевая
Общая информация
о камнях
походы и сплавы
Кристаллография
Сейсмика
Учебные пособия
Классификации
ювелирная
Словарь Куликова
Популярно о камнях
Камень в природе
Мертвая природа
История камня
Технические
Диковинки
Люди и камни
Тяжелое серебро
Минералог-любитель
Легенды и мифы
Об алмазах
Камни-талисманы
Полезные ископаемые
Нефть
Геология
 
 
Краткие новости
Пакер, который уже давно не икс Печать E-mail
Автор Administrator   
22.03.2010 г.

М1-Х: так называется пакер, который за последние годы в "Татнефти" стал более чем востребованным, про который теперь не знает мало кто из нефтяников. Эм-один-икс - так в транскрипции звучит название пакера, но иксом его уже не назовешь.

ВСЕ ДЕЛО В ПАКЕРЕ
В начале 90-х годов того века перед нефтяниками Татарстана, тогда еще производственным объединением "Татнефть", во всей полноте встал вопрос развития и повышения надежности системы поддержания пластового давления. Были разработаны две концепции, две программы. Первая из них, касающаяся трубопроводной системы и насосного парка, была претворена в жизнь в 1992-2002 годы. Следующая концепция была первоначально разработана в 2002 году, и в ней приоритеты были отданы скважине. Можно сказать, повернулись к скважине лицом. И задачей № 1 стала защита эксплуатационной колонны.
Все наземное и подземное оборудование нефтяных и нагнетательных скважин в процессе эксплуатации подвергается полной замене – станки-качалки, устьевое оборудование, погружные насосные установки, не говоря уже о штангах и насоснокомпрессорных трубах (НКТ). Неизменным остается конструкция скважины, т.е. с момента строительства и до момента ликвидации конструкция скважины практически не меняется за исключением случаев, когда устанавливается дополнительная колонна в связи с интенсивным разрушением ЭК.
Эксплуатационная колонна нагнетательных скважин в процессе эксплуатации подвергается воздействию высокого давления и интенсивному коррозионному разрушению. Как защитить ЭК от воздействия негативных факторов? Ответ: естественно, пакером. Потому как классическое назначение пакера - разобщение пласта с затрубным пространством или двух пластов между собой. Установил пакер ближе к забою, и он закроет путь наверх агрессивной жидкости.
Давление выше пакера установится статическое. Межтрубное пространство заполняется антикоррозионной жидкостью, и ЭК становится защищенной. Дело остается за "малым" - иметь хороший пакер, наладить жесткий контроль за его установкой и последующей эксплуатацией.
ВЫБОР ПАКЕРА
Нельзя сказать, что специалисты ОАО "Татнефть" ранее не уделяли должного внимания применению пакерующих устройств. Так, по заданию ОАО "Татнефть" специалистами ТатНИПИнефть был разработан пакер-гильза. Область применения этого пакера оказалась ограниченной, и поэтому на техническом совете главных специалистов ОАО "Татнефть" было принято решение приобрести различные по конструктивному исполнению, но одинаковые по назначению пакеры, а именно для длительной эксплуатации в нагнетательной скважине.
Предложение о поставке пакеров было разослано как отечественным, так и зарубежным компаниям. После проведенных нескольких серий переговоров, различных консультаций и согласований были закуплены небольшие партии пакеров различных фирм-производителей для того, чтобы в процессе эксплуатации выбрать самый надежный и доступный, устраивало бы также соотношение качество-цена.
Наиболее надежными и многофункциональными оказались пакеры американских фирм: "Смит Интернэшнл" (М1-Х) и фирмы "Беккер" (Хорнет). Оборудование очень хорошее, отличного качества, но больно дорогое. И это вполне понятно, ведь пакеры поставлены с другого материка. Подтвердилась народная мудрость: "За морем и телушка-полушка, да рубь перевоз". Чтобы снизить цену, зарубежным фирмам предложили вариант частичного изготовления и сборки пакера на наших производственных мощностях, ведь завоз комплектующих и в количественном, и в ценовом отношении всегда выгоднее, чем завоз оборудования. Фирма "Беккер" предложение отклонила, а "Смит Интернэшнл" оно заинтересовало, и "Татнефть" начала плотно работать с его московской дочерней компанией "Смит-Евразия".
ПАКЕР НА ДВОИХ
Итак, 2004 год можно считать исторической вехой в сотрудничестве между Востоком и Западом, ведь впервые вместо сборки машин, автомобилей и различных станков начали совместно изготавливать эксплуатационный пакер М1-Х. Американско-российский пакер собирается в г. Лениногорск, в ОАО "Татнефть-ЦБПО РБО и СТ". В первый год изготовили 200 пакеров. 30% деталей наши, остальные - заокеанского производства. В 2005 году пошли дальше: наша доля комплектующих дошла до 40%, и количество собранных пакеров составило 433 единиц. На первых порах разница в цене не очень чувствительна, но с каждым годом она становится все более весомой. К тому же организовались новые рабочие места, что немаловажно для Лениногорска. Понятно, начальный период любого нового производства связан с всевозможными затратами, и чем дальше, тем их меньше. Американской стороне надо было еще доказать, что пакеры совместного производства получаются качеством не ниже. Для фирмы, дорожащей своим именем, это очень важно. Пакеры и в Лениногорске выпускаются с лейблом "Смит Интернэшнл", значит, они должны соответствовать фирменным стандартам.
Американские партнеры, естественно, осуществляют авторский контроль, их инженер по качеству постоянно находится в Лениногорске. Без его подписи новый пакер не выходит из завода ("Татнефть-ЦБПО РБО и СТ" можно назвать заводом без всякой натяжки).
ПРЕИМУЩЕСТВА ПАКЕРА
Было уже сказано, что М1-Х пакер съемный, при выполнении какой-либо операции его можно снять, установить обратно.
Еще одно преимущество. До этого нагнетательные скважины надо было ежегодно исследовать на предмет герметизации, теперь же такая необходимость отпадает, 5 лет можно не подходить к скважине по этой причине, фирма гарантирует надежность. Это также дает значительную экономию.
Специалисты называют еще такие преимущества пакера М1-Х по сравнению с пакером ПРО ЯДЖ, производимым ООО НПФ "Пакер" (г. Октябрьский, Башкортостан) и аналогичными:
- наличие байпасного канала, который позволяет выравнивать давление перед срывом и промывать накопившийся осадок над пакером, что уменьшает осложнения при освобождении пакера;
- возможность использовать его, как натяжной пакер, так как М1-Х не освобождается при натяжении НКТ без проворота, а это немаловажное преимущество при использовании пакера в качестве оборудования низа скважин при одновременно-раздельной эксплуатации (ОРЭ) разных горизонтов. В 2005 году 17 пакеров установлены на скважинах с ОРЭ;
- ответственные узлы производятся в США и имеют более высокое качество;
- пакер М1-Х можно устанавливать, в отличие, скажем, от того же пакера ПРО ЯДЖ, на скважинах со стеклопластиковыми НКТ. А в "Татнефти" таких скважин становится все больше. За 2005 год установили стеклопластиковые НКТ на 127 нагнетательных скважинах, а общее количество таких скважин достигло 250;
- еще одно, немаловажное преимущество, а точнее, полное выполнение всех требований, предъявляемых к пакеру, - изоляция пластов, т.е. пакером М1-Х можно изолировать нижний пласт от эксплуатации на определенный период и при необходимости также легко снять. Это актуально для добывающих скважин, эксплуатирующих несколько перфорированных горизонтов.
СОГЛАШЕНИЕ ПО ПАКЕРУ
С американской стороной подписано гибкое соглашение на 5 лет, которое ежегодно подвергается обсуждению. Результатом обсуждения может быть и пересмотр соотношений долей по изготовлению комплектующих к пакеру в сторону увеличения доли ОАО "Татнефть", что и происходит на протяжении двухлетнего сотрудничества.
Обговорен и такой аспект, как реализация производимых у нас пакеров третьим компаниям. Она может производиться только с разрешения московского представительства американской компании или через него же, так как "Смит Интернэшнл" выступает и поручителем качества. А дочерним и аффилированным компаниям пакеры можно реализовывать свободно. Но "Татнефть" и не ставит цели заниматься широкой реализацией М1-Х, во всяком случае, в обозримой перспективе.
СКОЛЬКО НАДО ПАКЕРОВ?
Вернемся опять же к цифрам. Итак, произведено всего 633 пакера, из них установлены на скважинах "Татнефти" 527 штук (510 в ППД и 17 для ОРЭ). Они есть во всех НГДУ, и все хотят как можно больше. Имеют же пока примерно пропорционально фонду скважин НГДУ. А сколько надо всего? В службе ППД компании считают, что идеальным был бы вариант оснащения пакером М1-Х всех нагнетательных скважин. А их у нас более 6 тысяч, так что работы еще много.
Можно ли резко увеличить производство пакеров? Оно увеличивается, но не резко, а постепенно. (В 2004 году – 200 штук, в 2005-м - 433. На 2006 год запланировано 520 штук). Это, во-первых, связано с качеством. Во-вторых, мы связаны соглашением по производству. Делай хоть двойной объем нашей части деталей, без американских комплектующих из них пакер не соберешь.
УСТАНОВКА ПАКЕРА
Монтаж пакера на скважине дело тоже чрезвычайно ответственное. В "Татнефти" этим делом занимается специальная группа, созданная в Лениногорском УПНП и КРС, только она имеет право устанавливать пакеры. На скважинах "Бавлынефти" или "Прикамнефти", включая самые удаленные, пакер М1-Х устанавливают только лениногорские мастера, с которых и спрос по полной программе, так как путевку в жизнь этой группе дали американские специалисты, которые провели полный курс обучения с последующей аттестацией каждого специалиста, занятого в работе с пакером.
ПАКЕРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Как уже было отмечено выше, пакер М1-Х является универсальным инструментом в процессе добычи нефти, так как он востребован и в нагнетательных и в добывающих скважинах. Кроме того, несколько пакеров были переданы в УПНП и КРС для проведения ремонтных операций на скважинах, где также получили высокую оценку специалистов. Основная задача специалистов ОАО "Татнефть" - добиться от американской стороны права на производство 100% деталей пакера, расширить номенклатуру производимых пакеров, например, в "Смит Эквипмент" выпускаются пакеры М1-Х для обсадных колонн с наружным диаметром от 114,3 мм с различной толщиной стенки до 244,4 мм. Другой, не менее важной задачей является оснащение пакерами всех проблемных нагнетательных скважин в ОАО "Татнефть".
Ирек БАДРЕТДИНОВ.

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Цитата


« Пред.   След. »
 
   
         
 
Design by Камни
Rambler's Top100