17.10.2018 г. Главная arrow Нефть arrow Эксплуатация и ремонт скважин arrow Цепной привод. Предыстория, развитие и перспективы
         
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Ленты новостей
Карта сайта
Фото камней
Гостевая
Общая информация
о камнях
походы и сплавы
Кристаллография
Сейсмика
Учебные пособия
Классификации
ювелирная
Словарь Куликова
Популярно о камнях
Камень в природе
Мертвая природа
История камня
Технические
Диковинки
Люди и камни
Тяжелое серебро
Минералог-любитель
Легенды и мифы
Об алмазах
Камни-талисманы
Полезные ископаемые
Нефть
Геология
 
 
Краткие новости
Цепной привод. Предыстория, развитие и перспективы Печать E-mail
Автор Administrator   
05.03.2010 г.

На многих крупных нефтяных месторождений и их выходом в позднюю стадию разработки, все большим вводом в разработку трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья, в частности, высоковязких нефтей, усложнением условий добычи нефти, нестабильной динамикой цен на нефть на внутреннем и внешнем рынках, постоянным ростом цен на электроэнергию, все увеличивающейся налоговой нагрузкой на нефтедобывающие предприятия, обостряется вопрос выбора оборудования для эксплуатации скважин, которое обеспечивало бы добычу нефти в осложненных условиях при наименьших затратах.

Одним из путей снижения затрат на добычу нефти при механизированном способе эксплуатации скважин является применение в составе насосных установок длинноходовых безбалансирных приводов штангового насоса… В качестве замкнутых гибких звеньев в приводах с редуцирующими преобразующими механизмами (РПМ), как правило, применялись приводные роликовые цепи, в связи с чем этот тип приводов получил название "цепные приводы".
Так начинается книга "Цепные приводы скважинных штанговых насосов", которую написал сотрудник института "ТатНИПИнефть" доктор технических наук Владимир Валовский в соавторстве со своим сыном Константином, кандидатом технических наук. Книга издана в конце 2004 года в ОАО "ВНИИОЭНГ".
Это первая монография по данной теме.
Предыстория
В 1971 году после окончания с отличием Московского высшего технического училища имени Баумана Владимир Михайлович Валовский приехал работать в Бугульму. Трудовую деятельность начал в конструкторском отделе института "ТатНИПИнефть". Если в вузе на машиностроительном факультете его учили конструировать летательные аппараты, то теперь пришлось заниматься конструированием нефтедобывающего оборудования. Эти машины разного назначения, но их конструирование подчиняется общим законам, поэтому выбор молодого специалиста был не случаен. Он решил, что, работая в конструкторском отделе, легче адаптируется в новой отрасли промышленности. Судьба так распорядилась, что через некоторое время этот инженер стал трудиться главным механиком филиала авиационного завода имени Горбунова в Лениногорске. Но вскоре, осознав, что его призвание не производство, а наука, Валовский поступил в очную аспирантуру при институте "ТатНИПИнефть". А предложил ему этот шаг заместитель директора института по науке профессор Р.Максутов. Его в то время переводили на работу в Москву во Всероссийский нефтегазовый научно-исследовательский институт. Он приметил талантливого молодого специалиста Валовского и порекомендовал его на должность заведующего сектором в бугульминском филиале столичного института. Р. Максутов же и посоветовал Валовскому тему цепных приводов скважинных штанговых насосов для кандидатской диссертации, став его научным руководителем. Как сейчас вспоминает Владимир Михайлович, он горячо дискутировал со своим наставником по этому поводу, ведь почти всегда срабатывает рефлекс внутреннего бунта, когда приходится что-то делать не по своей инициативе. Первые полтора года аспирант был критически настроен, искал отрицательные стороны цепного привода, но Максутов проявил настойчивость, и Валовский вынужден был основательно заняться этим механизмом.
Первый патент на цепной привод с редуцирующими преобразующими механизмами был получен в 1933 году в СССР. Его автором стал К. Ридель. Потом, перед Великой Отечественной войной, в Баку, в Азербайджанском институте нефтяного машиностроения были сделаны опытные образцы этого механизма. Руководил работой Э.Мехтиев. В семидесятые годы Валовский разыскал его, в то время уже пенсионера, в Баку. Владимира Михайловича интересовал вопрос, почему цепные приводы в то время не получили широкого распространения. Оказалось, помешала война… Интерес к цепным приводам в семидесятые годы прошлого века возобновился не случайно. По линии гражданской обороны была поставлена задача создать нефтяное оборудование, которое было бы устойчивым в чрезвычайных ситуациях. Первой работой Валовского стала "Устьевая арматура", которая являлась более устойчивой при взрывной волне. Цепной привод при этом располагался горизонтально, что создавало некоторые неудобства для его монтажа и эксплуатации. С годами интерес к гражданской обороне ослабевал, жизнь заставляла конструировать более современное и практичное нефтяное оборудование. Работая в то время во «ВНИИнефти», Валовский с группой коллег нашел область применения цепных приводов, пополнил теоретические основы этого механизма. К моменту защиты кандидатской диссертации в 1981 году уже были опубликованы некоторые положения теории по цепным приводам, методология их проектирования. Получилось так, что в то время всероссийские научно-исследовательские институты несколько сократили прежнее финансирование, и разработки в области цепных приводов в Бугульме на некоторое время затормозились. В 1990 году американской компанией Highland pump company, вошедшей позднее в компанию Weathefort, создана конструкция и налажено промышленное производство длинноходовых цепных приводов ROTAFLEX. Механизм в точности соответствовал теории, разработанной Валовским. Как среагировал на это ученый? Он от души был рад, что проблема, которой он много лет занимался, нашла практическое решение, пусть даже за рубежом. В настоящее время специалисты этой американской компании и института "ТатНИПИнефть" тесно сотрудничают, разрабатывают планы на дальнейшее продвижение нефтяных машин на мировом рынке. Работая над книгой "Цепные приводы скважинных штанговых насосов", первый заместитель директора института "ТатНИПИнефть", доктор технических наук Владимир Валовский взял в соавторы сына. Тот закончил физический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Приехав в Бугульму, работал во «ВНИИнефти», затем, перейдя в институт "ТатНИПИнефть" и защитив кандидатскую диссертацию по технике и технологии свабирования скважин, возглавил лабораторию, занимающуюся техникой и технологией добычи нефти. Накопленные им знания в области физики, математики, компьютерных технологий позволили создать достойный альянс в создании данной монографии. Причем это не первая книга Валовских. В 2003 году вышел в свет их труд "Техника и технология свабирования скважин".
Цепной привод в ОАО "Татнефть"
За 19 лет работы во «ВНИИнефти» В. Валовский прошел трудовой путь от заведующего сектором до заместителя директора Бугульминского филиала, защитил кандидатскую, затем докторскую диссертации. Его разработки по цепным приводам вызвали определенный интерес в ОАО "Татнефть". Валовского пригласили доложить о них на семинаре главных инженеров нефтяной компании. После доклада генеральный директор «Татнефти» Ш. Тахаутдинов по достоинству оценил все то, что было сделано в новом направлении нефтяного машиностроения, и Валовский с группой коллег вновь переходит трудиться в институт "ТатНИПИнефть". Уже через год на Бугульминском механическом заводе изготовили опытный образец цепного привода, который в 1999 году был установлен на нефтяную скважину. Это был механизм длиной в три метра и грузоподъемностью 6 тонн. Причем он не стал точной копией американского варианта. В отечественном цепном приводе производства БМЗ учтены и исправлены недостатки, которые были обнаружены бугульминскими учеными в заокеанской конструкции. Механизм запатентовали, теперь цепные приводы, работающие на татарcтанской земле, защищены патентом, который принадлежит ОАО "Татнефть". Среди специалистов института "ТатНИПИнефть", посвятивших себя работе над цепными приводами, нужно отметить ведущего конструктора проекта Н.Федосеенко и руководителя сектора И.Шамсутдинова. Это те люди, которые сумели идею довести до промышленного образца. Немало усилий к доводке первого экземпляра цепного привода до реальной машины приложили специалисты нашего механического завода. Конструкция цепного привода скважинных штанговых насосов, разработанная бугульминскими учеными, сегодня пользуется большим спросом у нефтяников. В Татарстане уже работают 100 приводов с длиной хода три метра, в нынешнем году планируется изготовить еще около 70. Недавно делегация из Казахстана, посмотрев новое нефтедобывающее оборудование в действии, изъявила желание приобрести несколько цепных приводов, чтобы испытать их в своих условиях.
Перспективы
В структуре извлекаемых запасов нефти Татарстана почти 80 процентов занимает трудноизвлекаемая нефть. А существенную долю в ней (около 40 процентов) составляют запасы высоковязкой нефти. При ее добыче возникают проблемы с зависанием штанг. Поэтому применение цепных приводов на сегодняшний день более чем актуально. По данным, полученным из нефтегазодобывающих управлений, входящих в структуру ОАО "Татнефть", использование при добыче "черного золота" цепных приводов с длиной хода три метра вместо станков-качалок снижает затраты электроэнергии на 25-30 процентов, в несколько раз уменьшает аварийность штанг, практически исключает ремонт оборудования из-за образования эмульсий.
Так же как история развивается этапами, освоение цепного привода получило свое продолжение. Нефтяные скважины с большой производительностью эксплуатируются с помощью установок скважинных электропогружных насосов. Недостаток в том, что коэффициент полезного действия у этих установок не превышает 30 процентов. Поэтому руководителем нефтяной компании Ш. Тахаутдиновым была поставлена задача разработать более мощный цепной привод, способный эффективно действовать на таких скважинах. Это послужило началу создания цепного привода с длиной хода шесть метров. Бугульминские ученые разработали научное обоснование, технический проект и техзадание, а чертежи готовили специалисты Бугульминского механического завода и ОАО "Ижнефтемаш". Таким образом, получилось две конструкции шестиметровых цепных приводов с одинаковыми техническими характеристиками. "Ижнефтемаш" повторил местный трехметровый привод, увеличив его соответственно, а на БМЗ изготовили механизм, который оказался ближе к американскому, но не копируя его. 21 агрегат на сегодняшний день уже испытывают, в нынешнем году планируют завершить их промысловые испытания и рекомендовать в серийное производство. Ожидается, что спрос на подобные нефтяные машины проявится и далеко за пределами Татарстана.
Сергей СКИБИН

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Цитата


« Пред.   След. »
 
   
         
 
Design by Камни
Rambler's Top100