18.10.2019 г. Главная arrow Нефть arrow Машины и оборудование в нефтедобыче arrow Трубы будущего
         
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Ленты новостей
Карта сайта
Фото камней
Гостевая
Общая информация
о камнях
походы и сплавы
Кристаллография
Сейсмика
Учебные пособия
Классификации
ювелирная
Словарь Куликова
Популярно о камнях
Камень в природе
Мертвая природа
История камня
Технические
Диковинки
Люди и камни
Тяжелое серебро
Минералог-любитель
Легенды и мифы
Об алмазах
Камни-талисманы
Полезные ископаемые
Нефть
Геология
 
 
Краткие новости
Трубы будущего Печать E-mail
Автор Administrator   
09.02.2010 г.

Аварийность российских трубопроводов по причинам коррозии широко обсуждается как в прессе, так и среди специалистов, эта проблема хорошо известна и каждому человеку. Так, только в нефтяной отрасли, по различным оценкам, потери от аварий на нефтепроводах составляют от 4 до 12 миллиардов долларов США. Это намного превышает допустимые, принятые в мировой практике.

Коррозия - это родовое свойство стали. Есть масса способов продлить жизнь стальных трубопроводов за счет различного рода антикоррозийных изоляций, но все они не могут дать кардинального решения проблемы, так как не могут решить проблему стыка труб, а также проблем, возникающих на разделе фаз металл - защитное покрытие из-за разницы их физических и химических свойств. Как правило, решая одну проблему, мы получаем массу других. Есть и другой путь решения этих проблем - полный отказ от металла. По такому пути пошли экономически развитые страны. Такой же путь выбрал и наш состоятельный частный застройщик. Для промышленных трубопроводов развитые страны выбрали армированные полимерные трубы. К примеру, в Финляндии запрещено строительство стальных трубопроводов вообще. Мы беседовали с президентом фирмы "Пластилон" (Финляндия) г-ном Юрки Наукариненом, который подтвердил эту информацию и высказал озабоченность по поводу падения спроса на трубную продукцию. Это он объяснил так: "Мы производим слишком хорошие трубы, и они слишком долго служат...". Нам к этому предстоит двигаться десятилетия.
Действительно, с начала шестидесятых годов в Европе не зафиксировано ни одной аварии на полимерных трубопроводах по причине выхода из строя самих труб. Любой, кто сталкивался с полимерными трубами, знает, что они долговечны и гораздо удобнее и дешевле в монтаже. Это относится и к трубам, применяемым в быту, это справедливо и в отношении стеклопластиковых труб, таких, к примеру, производством которых занят наш завод. А это насосно-компрессорные и линейные трубы высокого - до 200 и более атмосфер – и низкого давления.
Удельная прочность таких труб в четыре раза выше, чем стальных, соответственно они в четыре раза легче. Трубы не подвержены коррозии и стойки к большинству агрессивных сред, в том числе к средам обычным для нефтяных месторождений. Вообще, я бы сказал, что трубы изготовлены из материала с заранее заданными свойствами. Поэтому и их стойкость, и рабочее давление, и срок службы определяются заранее. Обычное требование международных стандартов по сроку службы - это не менее 20 лет. Такие трубы на практике служат с начала 60-х годов (начало производства СП труб) и по сей день. Так СП трубы за 50 лет теряют всего 10% своих прочностных свойств. Сегодня армированные полимеры, или попросту композиционные материалы, которые исторически пришли из авиационной и ракетно-космической техники, не являются экзотикой. Взять, к примеру, обычный садовый шланг, таких материалов много в автомобилях, катерах, велосипедах, это погонажные изделия, декоративные панели и многое другое. Различны и исходные материалы, но наиболее ответственные изделия производятся из стекловолокон на основе эпоксидного связующего.
Наш завод специализируется на выпуске насосно-компрессорных труб для нефтяной промышленности. Это
наиболее сложный вид трубной продукции, так как труба не только должна выдерживать высокие давления, но и работать в скважинах глубиной до 4 км. Это предъявляет особые требования к конструкции трубы и прочности резьбовых соединений. Мы знаем только одну компанию в мире - "Тубулар Файберглас" (США), которая специализируется на подобных СП трубах. Причем мы работаем на одинаковом оборудовании производства корпорации "ЕнТек" (тоже США), способном оптимально реализовать конструкцию трубы. И, как выяснили из бесед с вице-президентом "Тубулар Файберглас" г-ном Джоном Биро, у нас сходные проблемы и сходные подходы к их решению. Мы не любим говорить, что наша продукция превосходит международные стандарты, и не стремимся к этому. Зачем? Международные стандарты вполне разумны и достаточны. Поэтому мы стремимся выпускать трубы, соответствующие международным стандартам, а для нашей продукции наиболее уважаемый стандарт Американского нефтяного института. Конечно, как и у любого производителя, у нашей продукции есть свои особенности в конструкции и технологии, то, что называется "ноу-хау". Это как в моде: все хотят одеваться в соответствии с определенным стандартом, но никто не хочет быть похожим на других.
Но самое основное наше отличие в том, что мы работаем в условиях рынка, который слабо воспринимает высокотехнологичную продукцию. По признанию вице-президента известной фирмы "Амерон" г-на Пьера де Фермора: "Маленькая Голландия в год потребляет СП труб во много раз больше, чем большая Россия". Более того, я держу в руках заключение экспертов другого крупного производителя СП труб, где отмечается, что данные трубы имеют слишком высокое качество, поэтому слабо воспринимаются российским рынком. Почему? Мы видим в этом две причины.
Во-первых, в России мощная индустрия стальных труб и сравнительно низкие цены, кроме того, сильна приверженность традиции. Во-вторых, коррозия металла давно стала самостоятельным бизнесом с многомиллиардными оборотами, с большой занятостью, с мощной организационной и научной поддержкой, а так же со своим лобби. Посмотрите на ежегодные ремонты коммунальных сетей и устранение различного рода аварий. С обывательской точки зрения - положи пластиковую трубу и забудь. Но чем занять эту индустрию коррозии? Автор этих строк наблюдал укладку коммунальных трубопроводов в США - ни одного грамма металла, только различный армированный пластик. Думается, что со временем и у нас людям, занятым ремонтами и авариями, найдется лучшее применение. Я не располагаю точной информацией, но мне буквально несколько дней назад позвонили из США и с удивлением сообщили о крупных закупках в Италии СП труб для Москвы. Можно сделать вывод, что столица задумалась о своем будущем. Вообще на западе оценивают российский рынок, как наиболее перспективный. Нет сомнения, что в ближайшие годы он будет расти. Нет сомнения и в том, что в скором времени на российский рынок выйдут ведущие мировые производители не только с предложениями о продаже, но и с производством.
По крайней мере, уже идет активная экспансия на рынках СНГ. Построены заводы в Узбекистане и Казахстане, в том числе с участием иностранного капитала. То есть в тех странах, где традиционно не было трубной промышленности. Это и не удивительно.
Действительно, глупо и бесперспективно в современных условиях строить, скажем, трубопрокатный завод. Завод же по производству СП труб на порядки дешевле и запускается менее чем за год. Сама труба для конечного потребителя оказывается дешевле стальной, поэтому конкурентоспособна.
Такое утверждение может показаться парадоксальным, но хотелось бы развеять прочно укоренившееся мнение о дороговизне СП труб. Вопрос, как считать. В советские времена шутили, что самый дорогой автомобиль "Запорожец". Это недалеко от истины. Давайте к первоначальной цене прибавим расход бензина, стоимость ремонтов и простоев по этой причине, стоимость вероятных аварий из-за низкой надежности, быстрое старение и износ и т.д. Может оказаться, что более дорогой автомобиль за свой более продолжительный жизненный цикл окажется намного дешевле. То же и с трубами. Более того, экономия затрат начинается уже на этапе строительно-монтажных работ. Не нужна тяжелая техника для транспортировки и монтажа (трубы до 8 дюймов монтируются вручную). Не нужны сварочные агрегаты и сварщики, изоляция, электрохимзащита и многое другое. Как показывает практика, стоимости одного погонного метра трубопровода, а именно трубопровод покупает потребитель, начинают выравниваться уже после строймонтажа.
Далее начинается экономия эксплуатационных затрат. Так, за счет более гладкой внутренней поверхности гидравлическое сопротивление ниже на 30%, внутренняя поверхность не зарастает, менее вероятны механические отложения, а следовательно, нет сужения сечения трубопровода. В напорных трубопроводах экономия на электроэнергии для прокачки составляет около 7% стоимости труб в начале эксплуатации и около 10% - через 10 лет эксплуатации (по сравнению со стальными). В итоге за 10 лет стоимость строительства и эксплуатации СП трубопровода по крайней мере в два раза ниже. Далее вопрос: потребуется ли замена стальной трубы?
Подводя итоги, мы можем сказать, что вряд ли на сегодняшний день существует достойная альтернатива трубам из композиционных материалов вообще и СП трубам в частности, поэтому за такими трубами будущее. Надо отметить, что композиционные материалы, наряду с космонавтикой, компьютерами, информатикой - итог научно-технической революции 60-70-х годов. Помните, как трудно внедрялись компьютеры в 70-80-е годы прошлого века? Но современное общество уже немыслимо без компьютеров, интернета и сотовой связи. И если запад потратил на внедрение СП труб более 20 лет, то мы находимся где-то в начале этого пути, но должны пройти его гораздо быстрее.
Сергей ВОЛКОВ

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Цитата


« Пред.
 
   
         
 
Design by Камни
Rambler's Top100