11.12.2018 г. Главная arrow Блог arrow Б.Ф.Куликов "Природный камень" (ч.3)
         
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Ленты новостей
Карта сайта
Фото камней
Гостевая
Общая информация
о камнях
походы и сплавы
Кристаллография
Сейсмика
Учебные пособия
Классификации
ювелирная
Словарь Куликова
Популярно о камнях
Камень в природе
Мертвая природа
История камня
Технические
Диковинки
Люди и камни
Тяжелое серебро
Минералог-любитель
Легенды и мифы
Об алмазах
Камни-талисманы
Полезные ископаемые
Нефть
Геология
 
 
Краткие новости
Б.Ф.Куликов "Природный камень" (ч.3) Печать E-mail
Автор Administrator   
28.02.2009 г.

Ранее указывалось, что в русском языке пока нет единого названия для науки о цветных камнях, хотя «геммология» уверенно может претендовать на эту роль. Это термин достаточно широкого значения, образованный но правилам, принятым в русском языке, от лат. «гемма»—драгоценный камень и греч. «логос» — учение. Конечно, можно возразить, что «гемма» в русском языке это обычно «резной камень», но уже создаются «геммологические лаборатории», термин все чаще встречается в литературе и, видимо, войдет в русский язык. В предисловии редактора перевода книги Г. Смита «Драгоценные камни» В. П. Петров этот термин употребляет как сам собой разумеющийся.
Уже говорилось, что с объектом науки дело обстоит сложнее, так как единого термина для его обозначения пока нет. «Цветные камни» — термин, применяемый и в качестве синонима «поделочных камней» (в довольно устойчивом словосочетании «драгоценные и цветные камни») и как общее название всех драгоценных, полудрагоценных (ювелирных, ограночных) и поделочных камней.
Термин «самоцвет» говорит только об окраске камня, а звучность, эффектность слова привели к тому, что его стали употреблять как синоним чего-либо яркого, красочного или просто очень ценного. Самоцветами называют народные и музыкальные ансамбли, изделия народных промыслов (вышивки, росписи, резьбу) и даже живые существа (колибри, попугаев, аквариумных рыбок и т, д.). Этим словом охотно пользовались писатели А. И. Куприн, Н. С. Лесков, Д. Н. Мамин-Сибиряк, а в наше время А. Е. Ферсман и П. П. Бажов. Любопытно, что М. И. Пыляев и И. А. Святскнй, видимо, помня первоначальное значение термина, совсем его не использовали. Термин этот, даже по определению А. Е. Ферсмана, очень его любившего, обозначает те камни, «самый цвет которых определяет их ценность», и не должен был бы относиться к бесцветным, белым или черным камням. В современных научных публикациях термин «самоцветы» употребляется редко.

«Драгоценные и полудрагоценные» камни дают только стоимостную характеристику объекта науки, хотя цена определяется многими факторами: красотой, прочностью, редкостью, модой и т. д. Дорогим считается камень в первую очередь редкий, И малахит (несмотря на его мягкость) считался драгоценным камнем до открытия на Урале крупных обособлений массой тысячи килограммов. (Конечно, нужно учесть, что требования, предъявляемые к драгоценному камню, в то время еще не были такими четкими и жесткими, как в наши дни.) После этого он стал считаться поделочным и в таком качестве включается в классификации.
Цена камня определяется и разницей в спросе и предложении. Классическими примерами служат варисцит и чешские пиропы. Варисцит был известен давно, в ювелирном деле не использовался, а открытие крупных месторождений камня, пригодного для обработки, и поступление на рынок больших его
партий не позволило цене на него подняться. Месторождения были вскоре выработаны, сейчас на мировом рынке варисцита нет и цена изделий из него очень высока. Чешские пиропы обесценились при интенсификации добычи и постоянном наличии в продаже больших их количеств. Высокая же цена бадах-шанского (афганского) лазурита поддерживается тем, что добываемое количество не превышает спроса на него. Эти примеры показывают всю относительность стоимостной оценки камня.

 

Добавить комментарий

:D:lol::-);-)8):-|:-*:oops::sad::cry::o:-?:-x:eek::zzz:P:roll::sigh:
Жирный Цитата


« Пред.   След. »
 
 
 
         
 
Design by Камни
Rambler's Top100